МОЙ РАЙОН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


История района «Аэропорт»


original.jpg 175987968-1.jpg


Главным селением на территории этого района являлось сельцо Петровское-Зыково, которое дало свое название Петровскому дворцу и парку. Первое упоминание этих мест относится к 1498 г., когда в межевой грамоте на митрополичьи владения по соседству с ними упоминаются деревни московского Высокопетровского монастыря. Границы этого сравнительно небольшого имения устанавливаются по межевым книгам и планам XVII-XVIII вв. С южной стороны они проходили по Тверской (Санкт-Петербургской) дороге, на севере — по линии современных улиц Верхней Масловки и 8 Марта. На северо-западе монастырское имение отделялось от села Всехсвятского верховьями речки Ходынки, на юго-востоке — от Ямского поля — речкой Пресней.

В годы Смутного времени эти земли запустели, и монахи отдали их для заселения князю Никите Борятинскому. На пустоши Пушкиной он поставил двор, в котором, судя по описанию 1623 г., жили его «деловые» люди. По соседству упоминается пустошь Маслово, давшая название современной улице Большой Масловке. Однако после смерти князя Борятинского поставленная им усадьба вновь запустела. Этому способствовало сокращение размеров монастырского

Имя неприметного сельца приобрело известность в названии Петровского дворца, одного из выдающихся памятников русского зодчества XVIII в. История его возникновения была связана с ратными победами русского оружия. В 1774 г. в местечке Кючук-Кайнарджи был подписан мир, завершивший войну с Турцией. В честь этого события после возвращения армии в Москву были устроены грандиозные гулянья на Ходынском поле. Воплощая в жизнь план императрицы, два великих русских архитектора В.И. Баженов и М.Ф. Казаков построили на обширном поле причудливый город в «турецком» стиле. Павильоны-крепости, расставленные на берегах песчаных «рек» и «морей», брались штурмом во время театрализованных представлений. Императрица Екатерина II осталась столь довольна гуляньями, что задумала поставить невиданный дотоле дворец перед въездом в Москву. Проектировать новое здание было поручено Матвею Фёдоровичу Казакову (1738—1812).

Петровский дворец назывался подъездным. Здесь после долгой дороги отдыхали перед торжественным въездом в Москву коронованные особы и их свита. Именно в Петровском путевом дворце в 1797 г. остановился Павел I перед своей коронацией. С этого времени Петровский дворец стал непременным участником всех подобных церемоний. Прославился он и в 1812 г., когда здесь во время московского пожара остановился Наполеон.

Возле дворца, где Наполеон провел четыре дня, скоро образовался целый лагерь. «Небольшое количество домов, — говорит француз-очевидец, — расположенных около дворца, не могло приютить громадного количества народа, стоявшего в этой местности: люди, лошади, экипажи помещались под открытым небом среди поля. Штабы, расположенные со своими генералами вокруг дворца, устраивались в английских садах, ютились в гротах, китайских павильонах, киосках, садовых беседках. Лошади, привязанные к акациям или липам, отделялись одна от другой питомниками или грядками из цветов».

После отступления французов из Москвы дворец был разрушен: рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимания император Николай I В том же году архитектор И. Таманский составил смету на восстановление дворца. Предлагался ряд проектов по изменению фасадов дворца с усилением готического элемента; эти проекты не были одобрены, и дворец восстановили в соответствии с первоначальным замыслом М.Ш. Казакова. Ремонтные работы проводились в 1836—1837 гг. в связи с приездом Николая I в Москву, а в дальнейшем перед очередными коронационными торжествами.

В том же 1827 г. Николай I утвердил план устройства Петровского парка, составленный архитектором А. Менеласом. На месте рощи планировалось разбить регулярный парк с расходящимися от дворца лучами кленовых и липовых аллей, а соседняя пустошь Масловка предназначалась для устройства пейзажного парка с извилистыми дорожками, с прудом и ажурными мостиками на речке Пресне. Заказ был сдан подрядчикам с торгов и выполнен в 1828—1829 гг., но окончательно оформился и обустроился Петровский парк только в 1830-х годах. Практически работами в парке ведал архитектор И. Таманский, а всем строительством управлял сенатор, начальник Московской комиссии от строений Александр Александрович Башилов. Память о нём сохранилась в названии Старой и Новой Башиловских улиц.

В 1836 г. земли в парке стали раздавать под дачи. За раздачей земель наблюдал А.А. Башилов. Он составил правила, разрешавшие строить дома только «хорошей архитектуры», с фасадами, обращенными в сторону шоссе. Планы и фасады дач утверждала Комиссия от строений. Ещё раньше, в 1835 г., в парке появился деревянный театр, выстроенный архитектором М.Д. Быковским в стиле «неоклассицизма». Он представлял собою восьмиколонный «греческий храм» с четырьмя ступенями. Возводила его контора императорских театров.

В 1835 г. был утвержден проект благоустройства Зыкова, который предусматривал продолжение парка в северо-западном направлении и устройство новых дач. Часть сельца предполагалось оставить на старом месте, остальные крестьянские дома задумано было перенести на земли Дворцового ведомства, частично в село Всехсвятское.

При проведении на Ходынском поле в 1882 г. Всероссийской художественно-промышленной выставки один из её павильонов — сельскохозяйственный — расположился в парке. На базе выставочных экземпляров в парке в дальнейшем был открыт образцовый птичник с больницей и инкубатором для кур, находившийся под личным покровительством императрицы. Возле дворца была установлена статуя «Россия в виде русской боярыни», подаренная Александру III фабрикантом Гусевым, позже снесённая в 1905 г. из-за ветхости. Прекрасный зелёный массив, волнующий воображение Петровский замок, удобное сообщение придавали Петровскому парку в глазах любителей загородных прогулок и увеселений необыкновенную привлекательность. Большой популярностью в среде московских аристократов пользовались гулянья в парке, ежегодно открывавшиеся 27 июля, в день рождения императрицы Марии Александровны, которые сопровождались фейерверками. По воскресеньям устраивались гулянья в экипажах и чаепития возле дворца. Петровский парк пользовался популярностью и у простого народа в праздничные и воскресные дни, но его постоянные посетители составляли особую касту.

В 1905 г. Петровское-Зыково официально включается в городскую черту, и в дальнейшем его история сливается с судьбами всей Москвы.


362683-MOSKVICI-STROYT-UKREPLENIY-V-RAIONE-LENINGRADSKOGO-SOSSE.th.jpg foto5-1.th.jpg 415160_original.th.jpg 91597_original.th.jpg 78700-MOSKVA-VOENNAY.LENINGRADSKOE-SOSSE.th.jpg



Московский автомобильно–дорожный институт
в годы Великой Отечественной войны


Московский автомобильно–дорожный институт, ныне МАДИ–ГТУ (Государственный технический университет), в тяжелые годы Великой Отечественной войны по распоряжению Совета Народных Комиссаров продолжал подготовку кадров для автомобильно–дорожных войск. Война внесла свои коррективы в организацию учебного процесса.
Более 300 студентов и преподавателей МАДИ сразу же влились в ряды защитников Москвы. Всего же в течение 1941—1942 годов были мобилизованы или ушли добровольцами на фронт около 700 студентов, 85 сотрудников, 5 аспирантов и 30 преподавателей. Но уже в 1942/43 учебном году массовые мобилизации не проводились. Студенты МАДИ получили освобождение от призыва в армию.
Осенью 1941 года в условиях нависшей над Москвой смертельной опасности эвакуация высших учебных заведений была одной из важнейших задач. Коминтерновский РК ВКП(б) дал указание о немедленной эвакуации людей и подготовке к выполнению плана «спецмероприятий»: здание института должно быть взорвано, станочное и другое ценное оборудование разрушено. Решением правительства эвакуация вузов была возложена на Комитет по делам высшей школы (Гушосдор в это время был уже в Ульяновске). Это создало много проблем. В комитете работали учёные, а для решения вопросов эвакуации требовались энергичные хозяйственники. Поэтому институту пришлось выходить из положения собственными силами.

Учебные занятия были прекращены. Срочно в институт были вызваны библиотекари и лаборантский персонал, которым поручили готовить к эвакуации книги и оборудование. 7 октября проведено общеинститутское собрание, на котором дана чёткая информация о порядке эвакуации преподавателей и студентов в Среднюю Азию в г. Янги—Юль Ташкентской области. Местонахождение института определили самостоятельно. Выбрали Ташкент, а не Омск, в котором находился Сибирский автомобильно–дорожный институт. Руководствовались главным образом тем, что в Узбекистане тёплый климат, достаточно овощей и фруктов и больше шансов сохранить самостоятельность и не слиться с СибАДИ.

Для организации работы института на новом месте из Москвы была отправлена опергруппа во главе с Александром Павловичем Владзиевским (заместитель директора института по учебно–научной работе). Пять человек в составе директора Сергея Павловича Артемьева, секретаря парткома и декана автомеханического факультета Дмитрия Антоновича Михайлова, декана дорожного факультета Олега Владимировича Андреева, старшего преподавателя кафедры автомобилей и тракторов Виктора Ивановича Леднёва и секретаря учебной части Нины Эдуардовны Садовской, проживая на казарменном положении в неотапливаемом здании МАДИ, осуществляли эвакуацию оборудования, книг, машин и другого имущества. Указаний о выполнении «спецмероприятий», к счастью, не поступило. Вывозили институтское имущество на Казанский вокзал. Трудностей было много, но к декабрю отгрузка намеченного оборудования была в основном завершена. В эвакуации имущества эффективную помощь оказал начальник 21 Военно–дорожного управления М. С. Гурарий. По лицензиям этого управления были получены вагоны.

На период эвакуации охрана здания была поручена В. И. Леднёву. Будучи один в Москве, он на протяжении всех лет, пока коллектив института находился в эвакуации, жил и работал непосредственно в здании института, и благодаря этому все сохранилось без каких–либо потерь. Поэтому, когда институт возвратился в Москву осенью 1943 года, занятия студентов начались без задержки.

Выпускники МАДИ участники Великой Отечественной войны



Школа № 152 в годы Великой Отечественной войны


Школа №150 (ГБОУ Школа №152) построена в 1935 году при активном участии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Таких зданий в Москве построено 12.

Школа имеет богатую историю.

С 1935 по 1954 гг. школа была мужской, после 1954 года - смешанного типа.

Первый выпуск школы состоялся в 1938 году. В 1941 году весь выпускной класс ушёл на фронт, 9 выпускников погибли на фронте. С октября 1941 года в стенах школы был сформирован и отправлен на фронт Коммунистический истребительный батальон по подготовке диверсантов в тылу врага и партизан, в память о котором Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1965 году на здании школы сооружена памятная доска, включённая в перечень культурного наследия города Москвы.

С 1942 года по 1943 год в стенах школы работал Консультативный пункт для занятий с учащимися района Аэропорт с 7 по 11 класс, обучено более 150 детей. За работу по обучению учащихся в годы войны школа отмечена орденом Ленина.

02_004_PREPODAVATELYM-I-UCASIMSY-SKOLY-N-152.md.jpg 152-SOVREMENNAY.md.jpg

Памятник погибшим в годы ВОВ учителям и учащимся Школы № 152

152.md.jpg 480177-SKOLA-152.md.jpg

Школа № 152 в годы ВОВ. Учащиеся после уроков.



Стадион «Динамо» в годы Великой Отечественной войны


19 июня 1941 года на динамовском стадионе прошел последний довоенный матч, в котором хозяева стадиона принимали сталинградский «Трактор». А через три дня началась Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Стало не до футбола...

Стадион превратился в центр подготовки молодых бойцов к боям, в военный учебный лагерь. Уже 27 июня на нем начали формироваться особые отряды знаменитого ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которые затем засылались в тыл врага. Бригада была укомплектована чекистами, слушателями Высшей пограничной и центральной школ Народного комиссариата внутренних дел, ведущими спортсменами динамовского общества и других спортивных обществ, а также студентами Центрального государственного института физической культуры. На стадионе, в помещении тира развернулась подготовка снайперов и стрелков. Сам стадион был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся. Зимой 1942 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели. С позиций сегодняшнего дня эта попытка выдать для немецких летчиков стадион за парк выглядит наивной и не совсем разумной, но она наглядно демонстрирует заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы.

Как только война откатилась от центральных районов нашей страны, старейший стадион страны вновь возобновил свою деятельность на службе спорта и футбола. 18 июля 1944 года после долгого перерыва на поле Центрального стадиона состоялся первый матч официального соревнования — хозяева стадиона приняли в матче чемпионата столицы своих соперников из «Торпедо» и выиграли у них 3-2. А через месяц с небольшим, точнее 27 августа, на нем состоялся после пятилетнего перерыва финал Кубка СССР, в котором ленинградский «Зенит» со счетом 2-1 победил ЦДКА из Москвы и стал первой немосковской командой, завоевавшей этот спортивный трофей.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»


В ГБОУ Школе №1575 состоялось совещание о Выполнении Указа Президента РФ от 9 мая 2018 г. № 211 "О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В работе принял участие председатель Совета ветеранов МАДИ Карпов Дмитрий Николаевич, председатель совета ветеранов "АЭРОПОРТ" Астафьева Людмила Леонидовна, заместитель директора школы Светлана Владимировна Балакина. Учитывая всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, выполняя совместный план работы по патриотическому воспитанию молодёжи и студентов обсудили вопрос о проведении праздничных мероприятий, посвящённых 75-летию Победы Советского народа над фашистской Германией.

Мероприятия в рамках патриотического воспитания за первое полугодие 2018-2019 уч.г.

Макеты Ролл Апов