Во вторник, 25 февраля 2025 г. Президиум Правительства Москвы рассмотрел вопрос о приоритетах развития системы образования в городе Москве на 2025 г.
По итогам обсуждения Мэр Москвы Сергей Собянин принял решения:
1) об увеличении нормативов подушевого финансирования общего образования для повышения качества образования с одновременным выравниванием норматива для 5-11 классов, и выделении на эти цели 46 млрд рублей;
2) о развитии системы математической и естественно-научной подготовки школьников;
3) об увеличении числа бюджетных мест в колледжах для москвичей-выпускников 9-х классов для поддержания растущего интереса к среднему профессиональному образованию;
4) о строительстве 5 передовых "школ будущего".
Москва входит в пятерку мировых лидеров по качеству школьного образования. Принятые решения позволят сохранить и улучшить эти позиции, а также обеспечить конкурентоспособность выпускников московских школ в условиях трансформации рынка труда и развития цифровых технологий.
Увеличение финансирования и нормативов.
В 2025 году на финансирование московского образования добавят 46 млрд. Финансирование школ в таком случае увеличится на 13%.
Высокие результаты и успешность учащихся в старшей школе, колледже и вузе во многом зависят базовой фундаментальной подготовки в начальной школе и 5-9 классах, т.к. именно в этот период закладывается интерес к обучению, раскрываются таланты и способности ребенка.
Именно поэтому сегодня важно уделять такое же внимание начальной и основной школе, как и старшей. Это станет важным фактором дальнейшего роста качества столичного образования и успехов учеников.
В этой связи Правительством Москвы было принято решение ввести единый высокий норматив финансирования в 5-11 классах в размере 197 тыс. рублей в год на каждого ученика – вместо двух различных на среднее и старшее звено, а также увеличить его размер.
В основной школе (5-9 классы) норматив вырастет почти на 20%, а для 10-11 классов – на 5,4%.
Подушевой норматив в начальной школе (1-4 классы) вырастет почти на 15,7% – до 171 тыс. рублей в год.
Усиление естественно-научного и математического направлений в школе.
Также дополнительные бюджетные средства будут направлены на повышение качества математической и естественно-научной подготовки школьников, которое определяет достижение технологического лидерства столицы.
С нового 2025/26 учебного года в школах будут организованы городские учебные курсы по математике, науке и технологиям для 1-6 классов. Ребята будут решать творческие задачи, развивая логику, пространственное и аналитическое мышление. Кроме того, появятся новые городские олимпиады, в т.ч. экспериментальные, для раннего выявления талантов детей и их последующего индивидуального сопровождения. Уже в апреле следующего года на олимпиаде "Готов к жизни в умном городе" ученики 3-4 классов смогут продемонстрировать умения, полученные на дополнительных занятиях.
Проведение таких занятий потребуют и более продвинутого уровня подготовки учителей, приобретения новых компетенций. С 1 апреля этого года учителям будет предложена новая система подготовки и повышения квалификации на специальных курсах
Решение о разработке дополнительных курсов для школьников принято с учетом возрастающего роста интереса школьников к математическому и естественно-научному образованию. В 2025 г. математику профильного уровня на ЕГЭ будут сдавать рекордные 60% одиннадцатиклассников – более 32 тыс. выпускников.
За последние 5 лет на 46% вырос интерес к информатике, экзамен по которой в этом году сдадут 16 тыс. человек. Кроме того, впервые за несколько последних лет в число популярных предметов вошла физика – её выбрали более 10 тыс. выпускников.
Строительство "школ будущего" и обновление образовательной инфраструктуры.
Системное развитие образования невозможно без формирования качественной образовательной среды. В столице запущен беспрецедентный проект глобального обновления школьной инфраструктуры и материально-технической базы.
С 2024 г. реализуется масштабная программа "Моя школа", в рамках которой планируется модернизировать до 100 школьных корпусов в год. Сейчас после реконструкции открыты первые 4 здания. К началу нового учебного года в Москве модернизируют ещё около 50 школ. Учиться в современных, комфортных и высокотехнологичных классах будут свыше 35 тыс. детей.
Параллельно Москва продолжает строительство новых школьных зданий. В частности, принято решение о возведении 5 передовых "школ будущего" в Пресненском, Мещанском, Басманном и Таганском районах. Новые учебные корпуса будут построены по инновационным стандартам, включающим создание комфортных пространств для проведения научных экспериментов, групповой и индивидуальной работы, выставочных зон для проектов, медиатеки с атриумом и зонами рекреаций. Особое внимание уделено визуальной открытости и наполненности пространства светом.
До 2032 г. в Москве будет построено или модернизировано порядка 1000 школьных зданий.
Расширение выбора траектории обучения для молодёжи.
Приоритетной задачей в сфере образования является предоставление молодёжи максимально широкого выбора траектории обучения в соответствии с интересами и талантами каждого ученика.
Школьники, которые продолжают обучение в 10–11–х классах, углубленно изучают как минимум два предмета, чтобы лучше подготовиться к поступлению в вуз. Доказал свою эффективность и столичный стандарт предпрофессионального образования, который строится по модели «школа — колледж — вуз — предприятие».
Традиционно по окончании 9 класса многие выпускники выбирают продолжение учёбы в колледже, что позволяет им в короткие сроки получить востребованную профессию и начать самостоятельную жизнь.
Более 75% вакансий на московском рынке труда ориентированы на специалистов со средним профессиональным образованием. Доля выпускников городских колледжей, получающих работу по специальности, составляет 95%.
Приёмная кампания 2024 г. показала растущий интерес девятиклассников к среднему профессиональному образованию.
Выделенные 16 тыс. дополнительных целевых мест были заполнены на 100%. Студентами колледжей стали в 2 раза больше девятиклассников – порядка 36 тыс. человек. Среди самых востребованных направлений – информационные технологии и программирование, графический дизайн, поварское и кондитерское дело, туризм и гостеприимство. Растёт спрос абитуриентов на специальности в области финансов и торговли, образования и социальной сферы.
Учитывая эту тенденцию, в 2025 г. Правительство Москвы приняло решение увеличить количество бюджетных мест в городских колледжах для выпускников 9-х классов по потребности.
Напомним, что начиная с 2023 г. Правительство Москвы осуществляет комплекс мер по модернизации и системному развитию среднего профессионального образования, в основе которой лежат два базовых принципа:
• актуальность и востребованность – образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций;
• практикоориентированность – студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса обучения в колледже, а практические занятия составляют не менее 70% всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников и мастеров производственного обучения.
Один из ключевых элементов изменений – постоянное взаимодействие с работодателями, работа под их запрос. Сегодня у городских колледжей более 3 тыс. партнёров из всех отраслей экономики.
Кроме того, важным направлением модернизации среднего профессионального образования в Москве является масштабное переоснащение колледжей. В течение нескольких лет планируется переоборудовать или создать заново более 2 тыс. лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные работы на современном технологическом уровне с применением оборудования, которое работает на предприятиях города.
Кроме того, на базе современных производств появятся три флагманских центра практической подготовки. Один из них, расположенный в индустриальном парке "Руднево", был открыт в октябре 2024 г.
В планах до 2031 г. – строительство 7 инновационных образовательных кампусов общей площадью свыше 400 тыс. кв.м для размещения более 60 тыс. студентов. Среди них – колледжи в сферах креативной индустрии, ИТ, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и др.